- ГАИТИ ЛИТЕРАТУРА
ГАИ́ТИ ЛИТЕРАТУ́РА, литература Республики Гаити. Развивается главным образом на французском языке, а также на гаитянском креольском языке. Формировалась на основе традиций культуры местного индейского населения, а также негров Западной Африки, ввезенных во времена работорговли, и европейской, преимущественно французской, культуры. В фольклоре сохранились африканские, частью индейские элементы. Борьба за независимость, развернувшаяся в конце XVIII в., определила в дальнейшем основные черты Г. л. гражданственность, тяготение к истории страны, преимущественно к темам и образам национально-освободительной войны. После провозглашения независимости (1804) получила развитие поэзия (И. Но). Со 2‑й половины XIX в. угроза колонизации Гаити со стороны европейских государств и США усилила патриотические мотивы в публицистике (Л. Жанвье, А. Фирмин) и в художественной литературе, особенно в поэзии. Патриотической поэзии О. Дюрана, который первым стал писать на креольском языке, свойственны национальные сюжеты и ритмы. В конце XIX начале XX вв. вокруг журналов «La Jeune Haïti» и «La Ronde» объединилась значительная группа писателей. Наметились первые попытки создания социального романа: нравы гаитян и их быт реалистически изобразили Ф. Марселен и Ж. Лериссон, острую сатиру на высшие круги гаитянского общества дал Ф. Ибер. Выступая под лозунгом «национальной литературы», они внесли в роман народный юмор, разговорную речь.
Подъем национально-освободительного движения, направленного против американской оккупации (1915 1934), способствовал утверждению революционно-патриотической и социальной тематики в литературе. Журнал «La Revue indigène» (1926 1927) объединил передовых писателей, в творчестве которых проявилась тенденция т. н. негризма (или афроамериканизма), выражавшаяся в утверждении национального самосознания через новые социальные темы, образы героического прошлого и национальные фольклорные формы (Ж. Румен, поэты Ж. Бриер, Э. Румер).
Поэт и прозаик Ж. Румен, основатель компартии Гаити (1934), оказал влияние на дальнейшее развитие национальной литературы.
В 3040‑х гг. появились романы о деревне Ж. Синеаса, братьев Ф. и П. Марсель и др. Социалистические идеи нашли отражение в романе «Хозяева росы» Румена, где впервые дан образ революционера, а также в романе «Жатва» Ф. Мориссо-Леруа. Романы 50‑х гг. Ж. С. Алексиса «Добрый генерал Солнце», «Деревья-музыканты», «В мгновение ока», описывающие борьбу и страдания народа, получили мировую известность. С революционными стихами выступил Р. Депестр (сборники «Черная руда», «Дневник морского животного» и др.).
В начале 60‑х гг. в условиях реакционного террора выступили поэт и прозаик А. Фелпс, опубликовавший в 1973 роман «Минус бесконечность», а также поэты Р. Филоктет (поэма «Барабаны солнца»), Ж. Этьен, Давертиж, Ж. Р. Лафоре. Многие прогрессивные писатели со 2‑й половины 60‑х гг. живут в эмиграции (Бриер, Депестр и др.).
Поэзия и драматургия частично развиваются на гаитянском креольском языке (Мориссо-Леруа).
Издания:
Время пламенеющих деревьев. Поэты Антильских островов, [предисл. Е. Гальпериной], М., 1961;
Взорванное молчание. Совр. поэзия Гаити, [сост. и послесл. Е. Гальпериной], М., 1968.Литература:
Gouraige G., Histoire de la littérature haïtienne, Port-au-Prince, [1961].Е. Л. Гальперина.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.